????Личный опыт: сколько стоит создать музыкальную группу

Экономика 01-авг, 14;17 0



Популярные музыканты с мировым именем зарабатывают сотни миллионов долларов в год. А как обстоят дела с доходом и тратами у начинающих исполнителей Менеджер музыкальной группы «Вопрос» Анастасия Дорофеева рассказала Сравни.ру, сколько стоит записать песню в студии, можно ли бесплатно попасть на радио, как привлечь новую аудиторию и организовать собственный концерт.

Группа «Вопрос» — это четверо музыкантов из подмосковного Фрязино: вокалист Олег Жихарев, гитарист Александр Аксёнов, бас-гитарист Владислав Бендер и ударник Павел Попов. В ноябре 2017 года группа записала первый мини-альбом — с этого момента началась серьёзная история проекта.

Сегодня на счету «Вопроса» два мини-альбома, несколько синглов и два полноценных клипа. Группа регулярно выступает на различных музыкальных мероприятиях и организует собственные концерты. В прошлом году мы провели первый концертный тур по шести городам России, не считая Москвы. Но несмотря на растущую аудиторию и популярность группы, заработать на музыке у нас — как и у большинства начинающих исполнителей в России — пока не получается. И вот почему.

????Где взять деньги на музыку

Если человек задумал стать артистом, ему сразу нужно выбрать: хочет ли он заниматься музыкой как творчеством или музыкой как бизнесом. Если первое — пусть забудет о деньгах по крайней мере на ближайшие N лет. Если второе — пусть готовится играть каверы на корпоративах или просчитывать, какой жанр популярен и какая ниша свободна, чтобы «выстрелить».

Любая группа на начальном этапе «уносит», а не приносит деньги. И этот этап может длиться сколько угодно. Есть феноменальные случаи вроде «Пошлой Молли» или «Кис-кис», которые «выстреливают» с первым же синглом или альбомом. Но большинство музыкантов всё-таки развиваются планомерно, и это развитие требует больше времени — и денег. Многие группы так и застревают на начальном этапе. Иногда на фестивалях пересекаемся с людьми, которые играют по 10–15 лет и остаются на уровне клубных «солянок», где их приходит послушать максимум 20 человек.

У каждого из музыкантов группы «Вопрос» есть работа. И музыка воспринимается как творческая самореализация, которая требует постоянных расходов и лишь в перспективе может стать источником дохода. Один раз мы даже взяли кредит — на съёмки первого клипа, до сих пор по нему расплачиваемся.

????Сколько стоят инструменты

Общая стоимость инструментов «Вопроса» — около 500 тысяч ₽. Но это примерные цифры: всё зависит от амбиций музыканта.

Чтобы сэкономить, на начальном этапе можно выбрать б/у инструменты. Наш гитарист до сих пор покупает педали к гитаре с рук по 6 тысяч ₽ за каждую (новые стоят порядка 10–20 тысяч ₽ в зависимости от эффекта). Большой выбор инструментов — на «Музторге», но он довольно дорогой. Комплект хороших тарелок для барабана (и это только «железо») стоит от 40 тысяч ₽. Электрогитара Ibanez Gio (не самого хорошего качества) стоит 21 тысячу ₽, гитара Fender — совсем дешёвая — 13 тысяч ₽.

Свои инструменты нужны каждому музыканту, кроме барабанщика — у нашего, например, есть тарелки, педаль и малый барабан, но нет ударной установки (её можно найти на любой репетиционной базе и площадке). У вокалиста долгое время не было микрофона, потому что они обычно тоже везде есть. Но со своим микрофоном лучше: он выдаёт нужный звук и не бьёт током — смешно, но это частая проблема у вокалистов.

Помимо инструментов музыкантам требуется коммутация (провода) и всякие «мелочи», которые иногда могут стоить совсем недёшево. Например, ушной мониторинг — наушник, с помощью которого можно слышать звучание всех инструментов вживую во время выступления. Довольно дорогая штука.

????Каких регулярных вложений требует музыка

◾️Репетиции
9 тысяч ₽ в месяц

Расценки средней репетиционной базы в Москве: 1000 ₽ за 3 часа в будни и 1400 ₽ — в выходные. Можно найти дешевле: в подмосковном Фрязино, например, то же время обойдётся в 500 ₽ (но и звук оставит желать лучшего). Ребята из «Вопроса» репетируют дважды в неделю. Итого на репетиции уходит 9000 ₽ в месяц.

◾️Реклама в соцсетях
20 тысяч ₽ в месяц

В соцсети нужно вкладываться регулярно. Платить нужно даже за продвижение внутри своего же паблика. В нашей группе «ВКонтакте» 8 тысяч подписчиков. Обычно соцсеть показывает посты в лучшем случае половине аудитории, за остальных приходится платить 100–150 ₽. Важные объявления (например, анонс концерта или релиза) нужно «разгонять» обязательно. Инструменты для поиска релевантной аудитории — платные, реклама, конечно, тоже. Всего на соцсети у нас уходит около 20 тысяч ₽ в месяц.

Я разобралась во всём сама: загрузила деньги в рекламный кабинет и тестировала методом проб и ошибок. Один раз купила пакет рекламы в SMM-агентстве, он обошёлся в 14 тысяч ₽ и принёс около 1000 подписчиков, включая ботов. Это было продвижение первого мини-альбома. На самостоятельное продвижение первого клипа мы потратили 20–25 тысяч ₽ и получили половину нашей аудитории — 4000 человек. Сейчас думаю, что и за 7 тысяч ₽ можно было бы добиться того же результата.

◾️Покупка аксессуаров
3–6 тысяч ₽ в месяц

Постоянно приходится что-то докупать из необходимых аксессуаров: медиаторы, струны и т. д. На это в среднем у каждого из музыкантов уходит по 3–6 тысяч ₽ в месяц.

????Сколько стоит записать песню

Музыку записывают в студии — с помощью звукорежиссёра. Каждый музыкант играет свою партию отдельно, всех вместе записывают только на плёнку, но это сложный процесс: кто-то всё равно залажает. Более того — маленькая тайна — большинство партий, например соло гитары, записываются буквально по 3–4 ноты, чтобы мелодия точно была хорошо сыграна.

На каждый основной инструмент (у нас их пять: две гитары, голос, бас и ударные) приходится по 4 часа записи — это в лучшем случае, если вы приходите с готовой партией, которая нравится звукорежиссёру. К основным добавляются синтезатор, запись бэк-вокала, перкуссии. Ещё мы любим вводить «странные» инструменты вроде виолончели, трубы или гобоя (музыкантов ищем по знакомым, платим в среднем по 2 тысячи ₽). Общее время записи одной песни — около 24 часов. Конечно, это время разбивается на дни, иногда — на недели.

Расценки зависят от студии звукозаписи. Наши ребята по совету барабанщика выбрали Hendrix Studio в Центральном Телеграфе: там хорошее оборудование и звукорежиссёр, который может выступить в качестве саундпродюсера и посоветовать, как должны звучать инструменты, что лучше добавить или убрать в треке. Час записи в этой студии стоит 1500 ₽ (в принципе, средняя стоимость по Москве). Работа над одной песней в студии нам обходится примерно в 36 тысяч ₽.

Дальше идут следующие траты. Около 2 тысяч ₽ стоит выровнять «ударку» в студии. Вокалист записывает партии по строчке, какие-то ноты физически не может взять подряд, чтобы они звучали в записи идеально. Тюн вокала — ещё 2 тысячи ₽. Сведение и мастеринг — 10 тысяч ₽ за трек.

В общей сложности запись одной песни обходится нам примерно в 50 тысяч ₽. Это, в частности, ответ на вопрос, который мучает большинство фанатов: почему любимые группы так редко выпускают альбомы. Потому что запись альбома — 10 песен — стоит 500 тысяч ₽. Дорогое удовольствие.

????Как группе попасть на радио

У меня есть принцип: я не плачу за публикации и ротации. Но я знаю, сколько это стоит. Одна публикация в интернет-издании или печатном тематическом журнале — около 2 тысяч ₽. Ротация или живое выступление в эфире на популярной интернет-радиостанции — 15 тысяч ₽. Мы стараемся договариваться о бесплатной информационной поддержке или просто не лезем туда, где просят деньги.

Попасть в ротацию на эфирное радио можно двумя способами. Первый — с помощью сервиса TopHit. Это платформа, на которую подписано большинство радиостанций. Музыканты могут выложить туда 20–30-секундный отрезок песни (эта услуга стоит 6 тысяч ₽) — и за неё будет идти голосование среди подписчиков — радиостанций. Если у демоверсии будет хороший рейтинг, сервис предложит разместить песню в полном объёме, чтобы радиостанции могли свободно её скачать и поставить в эфир (в зависимости от рейтинга, за это придётся заплатить от 6 до 18 тысяч ₽). Мы протестировали две песни — у них были хорошие рейтинги, но такой вариант показался нам слишком дорогим.

Второй способ попасть на радио — это запастись терпением, включить голову, найти в сети


контакты музыкальных редакторов различных радиостанций и писать им в личку. Советую начинать с интернет- и региональных станций, потому что они более лояльны, чем федеральные. Главное, чтобы песня была в формате: хеви-метал на радио «Лучший поп Краснодара» зайдёт не очень. И ещё нужно обратить внимание на технические характеристики трека: хорошая запись (50 тысяч ₽ на студии тратятся не зря) и длина трека (в пределах 2,5–4 минут).

Этот вариант работает на ура — и бесплатно. Наши песни таким образом попали в эфир ко многим радиостанциям. Даже в Берлине, например, звучат треки группы — на русскоязычном FM-радио «Русский Берлин». Сейчас договариваемся с федеральными радио вроде Like FM и «Нового радио», чтобы запустить к ним свежий трек.

Может показаться странным, но ротация на радио — не лучший способ для группы привлечь новую аудиторию. Например, одна из наших песен была в проекте «Нашего радио» «Наше 2.0» и играла в эфире на их интернет-канале. После этого её искали через Shazam около 500 раз, но особого притока аудитории не наблюдалось. По моему опыту, больше всего новых поклонников приходит из «ВКонтакте». Там пользователям удобно: видишь песню, слушаешь, перешёл по ссылке в том же посте, понравилось — подписался, нет — ушёл навсегда.

????Какие бывают концерты

Любая группа мечтает собрать свой собственный стадион. Но до этого ей, скорее всего, придётся пройти несколько этапов.

◾️Сборный концерт. Это выступления нескольких — чаще всего малоизвестных — исполнителей. Сейчас мы отказываемся от таких «солянок», потому что это бесперспективная история. Но они хороши для начинающих групп: попробовать себя на сцене, привыкнуть, послушать своё звучание со стороны и посмотреть, нравится ли ваша музыка людям. На таких концертах группа обычно не зарабатывает ни рубля.

◾️Фестиваль. Начинающие группы на фестивалях обычно выступают бесплатно — во всех смыслах: добирайся сам, делай, что хочешь, денег никто не возьмёт и не заплатит. Это больше имиджевая история. Во-первых, можно показать своё творчество новой аудитории и поснимать контент для «ВКонтакте» и Instagram. А во-вторых, это лёгкий способ довезти группу в тот город, где ты не можешь организовать площадку. Мы так ездили в Тверь: там всего три площадки, одна из которых слишком большая, а две другие не устраивают по цене. Но в Твери есть прекрасный фестиваль «Наш гараж». Мы выступили на нём и сэкономили на площадке — а люди, которым мы обещали привезти музыку, остались довольны.

◾️Корпоратив или коммерческое выступление. Без иллюзий: это единственные концерты, на которых может заработать начинающая группа. Правда, чаще всего петь придётся каверы — и только те, что будут интересны публике. Однажды у нас было предложение спеть на свадьбе за 30 тысяч ₽. И да, мы согласились. В целом на корпоративе кавер-группа может получить порядка 50 тысяч ₽. Бывают мероприятия, на которых можно выступить со своим репертуаром, но там чаще всего ниже расценки — около 10 тысяч ₽. Из минусов: на корпоративы группа обычно привозит своё оборудование: микшерный аппарат, ударку (аренда — 6 тысяч ₽).

????Как организовать свой концерт

Главное в этом деле — найти подходящую площадку с достойными условиями. Тут есть несколько опций.

Бесплатный вариант: музыкант может выступить бесплатно, иногда даже забрать все деньги с билетов (за вычетом пары тысяч ₽ — оплаты звукорежиссёра). В таком случае площадка зарабатывает только на напитках и еде, которую закажут посетители. Подвох: часто на таких условиях работают не очень хорошие площадки.

◾️Потенциально выгодный вариант: договориться с площадкой о том, что она заберёт процент с проданных билетов (обычно это 20–30%). При этом площадки часто устанавливают лимит — например, заплатить не меньше 10 тысяч ₽ (но такого условия может и не быть). Подвох: клубы не любят сотрудничество за процент, если не знают, сколько людей может собрать группа и какой минимум билетов продать — это проблема для начинающих исполнителей.

◾️Основной вариант: аренда площадки. Средние расценки на небольшие клубы на сто-двести человек в Москве — 10–20 тысяч ₽. В аренду входит технический райдер (усилители, свет, микшерный пульт, ударная установка) и работа звукорежиссёра. Удивительно, но снять площадку в столице обычно легче и дешевле, чем в регионах. Например, одинаковые по райдеру и вместимости клубы в Москве и Казани будут стоить 20 тысяч ₽ и 50 тысяч ₽ соответственно. Потому что в Москве и Петербурге куча площадок, заточенных под самые разные выступления, а в остальных городах — либо малюсенькие клубы для дискотек, либо огромные залы, подходящие для коммерческих артистов. Плюс в столице выше зарплаты — и люди больше тратят в баре, а это едва ли не основной доход клуба.

Площадки вполне удобно искать в интернете. Лайфхак: часто можно найти хороший клуб, подсмотрев, где выступают коллеги-музыканты с похожей аудиторией. Первый вопрос, который задаёт арт-директор площадки, когда ему пишет незнакомая группа: «Сколько будет человек» Просчитать несложно, обычно это 10% от числа подписчиков в конкретном городе. Имейте в виду, лето — мёртвый сезон, лучшее время — с октября по май. Ещё нужно следить за тем, чтобы в день концерта не были запланированы похожие мероприятия. Не ставьте концерт одновременно с более известной группой, которую слушает ваша аудитория, иначе к вам придут три человека.

????Как продавать свою музыку

Есть два основных способа монетизировать свою музыку. Первый — использовать агрегаторы (или дистрибьюторы) и размещать треки на стриминговых сервисах: «Яндекс.Музыка», Google Play, Apple Music, Spotify. Мы, например, используем дистрибьютор Freshtunes — он бесплатный. С прослушиваний каждого трека на каждом из сервисов музыканту «капает» доход — правда, весьма маленький. Нам на этом удаётся заработать $20–30 в месяц.

Второй способ — заключить контракт с лейблом. Это нужно, прежде всего, для размещения музыки в соцсетях. «ВКонтакте» не работает напрямую с музыкантами, официально загрузить свою музыку можно только с помощью лейбла — чтобы у исполнителя была своя «карточка музыканта» с обложкой и возможность попасть в плейлисты и рекомендации слушателям. Монетизация во «ВКонтакте» просто смешная: одно прослушивание в Boom стоит 9,4 копейки, одна реклама, «вшитая» в трек (это для тех, кто слушает музыку без подписки на Boom — например, через браузер), стоит 1,4 копейки.

И лейблы, и агрегаторы обычно берут себе процент от дохода с продажи музыки, иногда — фиксированную плату. Чтобы заключить с ними контракт, нужно подтвердить свои авторские права. Это делается довольно просто: автор слов и музыки пишет от руки письмо о том, что произведение — действительно его авторский материал и претензий третьих лиц не будет. С лейблом также нужно подписать договор о передаче смежных авторских прав. Тут нужно быть внимательным: некоторые лейблы просят исключительную лицензию — это означает, что артист не сможет использовать музыку самостоятельно, например, отправить её в ротацию на радио. Такие договоры лучше не подписывать.

????Сколько стоит снять клип

Клипы — полезная штука по нескольким причинам. Во-первых, для имиджа: «Мы — серьёзная группа и снимаем клипы на свои песни». Во-вторых, это возможность пробиться на телеканалы. «Муз-ТВ», Ru.Tv, Bridge TV предоставляют на конкурсной основе возможность ротации: есть специальные программы с клипами молодых групп. В-третьих (и это, пожалуй, основной момент), большинство людей — визуалы, они реагируют на картинку лучше, чем на аудио. И есть ещё одна маленькая хитрость, связанная с «ВКонтакте»: аудиозаписи нужно включать самостоятельно, а видео по умолчанию воспроизводится автоматически. Человек увидел видео в новостях — картинка зацепила взгляд — всё, он уже посмотрел